понедельник, 2 мая 2011 г.

Всероссийская школа библиотечной инноватики

Всероссийская школа библиотечной инноватики – оригинальный образовательный проект, основная задача которого способствовать трансляции библиотечных новшеств в широкую сферу профессиональной деятельности через новые интегрированные формы непрерывного библиотечного образования.
Всероссийская школа библиотечной инноватики, проводится ежегодно на базе библиотек Белгородской области, начиная с 2000 года.
Организаторами Школы являются Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), Белгородская государственная универсальная научная библиотека.
Занятия в виде лекций, семинаров, круглых столов, практикумов, деловых игр проводят ведущие специалисты страны в области библиотечного дела, практическим опытом делятся сотрудники центральных и модельных библиотек Белгородской области, а также других регионов России.
По окончании работы Школы слушателям выдаются свидетельства государственного образца о повышении квалификации.
I Всероссийская школа библиотечной инноватики проходила на базе библиотек Белгородской области с 2 по 11 октября 2000 года. В программе школы изучались самые разнообразные темы: формирование региональной библиотечной политики, нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы современной библиотеки, библиотечное пространство в контексте новой визуальной культуры и др.
Занятия школы были построены в виде лекций, семинаров, круглых столов, «деловых игр» c участием ведущих специалистов страны в области библиотечного дела.
В процессе работы школы ее участники имели возможность общаться в неформальной обстановке, что послужило не только активному обмену профессиональными наработками, но и развитию теплых межличностных отношений.
Программа II  Всероссийской школы библиотечной инноватики предусматривала обсуждение современных моделей библиотечной специализации с учетом социально-культурной среды региона, вопросов технического оснащения инновационных библиотечных проектов.
Основное внимание в работе III  Всероссийской школы библиотечной инноватики было уделено, в соответствии с текущими приоритетами библиотечной политики 2002 года,  деятельности библиотек как центров общественной жизни региона.
Одной из главных задач IV Всероссийской школы библиотечной инноватики стало рассмотрение инструментов модернизации деятельности публичных библиотек.
Программа V Всероссийской школы библиотечной инноватики была сформирована таким образом, чтобы всесторонне осмыслить деятельность публичной библиотеки (городской и сельской) в контексте организационных изменений местного самоуправления в Российской Федерации в рамках реализации Закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Для того чтобы определить перспективные инновационные направления библиотечной деятельности, проанализировать методику выявления инноваций в библиотечном деле, организаторы школы решили изменить формат ее проведения, и в 2005 году состоялся Межрегиональный коллоквиум по библиотечной инноватике. Основной задачей коллоквиума стало подведение научно-теоретических и прикладных итогов работы Всероссийской школы библиотечной инноватики за 5 лет, и выработке новой концепции её дальнейшего развития.
В 2006 году прошла  VI Всероссийская школа библиотечной инноватики, значимым результатом которой стал анализ развития библиотек как социальных партнеров, поскольку требованием времени стало совершенствование деятельности библиотеки на основе повышения ее конкурентоспособности, возникла необходимость налаживания взаимовыгодного сотрудничества с другими организациями и учреждениями, с органами власти.  
В 2007 году впервые за время своей деятельности Школа сменила базу. VII-я Школа  прошла в г. Томске – крупном научно-культурном центре Сибири. Благодаря географическому положению г. Томска в работе Школы получили возможность принять участие специалисты этого и близлежащих регионов Сибири, ранее почти не участвовавшие в работе Белгородской Школы.
С 2007 года было решено, что Школа библиотечной инноватики будет проходить поочередно в Белгороде и Томске. Таким образом, Белгород и Томск смогли охватить практически всю территорию страны, оптимизировав  возможности и средства по передаче  и обмену инновационным библиотечным опытом работы.
Обучение в VIII Всероссийской школы библиотечной инноватики, которая прошла в октябре 2008 года, состоялось в формате творческой лаборатории на тему «Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села». Эта тема является актуальной как  для Белгородской области, так и для других регионов России. Первые модельные библиотеки появились на Белгородчине в 2002 году. На данный момент в области более 20 % сельских библиотек являются модельными. Накопленный опыт деятельности представляет интерес как для территорий, находящихся в начале пути по созданию модельных библиотек, так и для тех регионов, где процесс организации модельных библиотек уже имеет определенные результаты.  Поэтому цель проведения творческой лаборатории состояла в  обобщении опыта работы модельных библиотек и определении перспектив их развития.
В ноябре 2010 года состоялась юбилейная X Всероссийская школа библиотечной инноватики. В рамках Школы,  в формате библиотечного коллоквиума «Инновации в библиотеке: от теории к практике, от практики – к «успешной» библиотеке», состоялось обобщение теоретического и практического опыта Школы в целях совершенствования ее образовательной концепции, стратегической, методологической и  организационной  составляющих.
Основное внимание в работе было уделено роли центральной библиотеки в развитии территории. Данный вопрос стал ключевым в Творческой лаборатории «Статус «Центральная»: сохранение традиций и инновационное развитие».
Творческая лаборатория на тему «Модельная библиотека как социокультурный феномен территории» продолжила обобщение практики и определение перспектив развития сельских библиотек, получивших статус модельных.  Участники Школы посетили Корочанский, Белгородский, Яковлевский районы, познакомились с опытом работы 8- ми модельных библиотек.
Таким образом, Школа является крупномасштабным образовательным проектом с большими потенциальными возможностями. За годы своего 10-летнего существования она, безусловно, внесла большой вклад не только в профессиональное развитие библиотечных кадров, но и способствовала  внедрению новых профессиональных технологий во все функциональные направления библиотечной деятельности, содействуя тем самым инновационным преобразованиям отрасли в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий